alt alt

Как улучшить память и внимание ребенка: советы для мам


Любая мама заботится не только о здоровье своего ребенка, но и о его развитии и успеваемости. В детском саду обычно проблем с обучением не возникает, ведь в большинстве случаев развитие происходит во время игры, не требующей высокой концентрации внимания и сосредоточенности. Но с первых же недель или месяцев занятий в младшей школе могут начаться проблемы с памятью и внимательностью. Мы расскажем, почему так происходит и как улучшить внимательность и память у ребенка. 

Почему ребенок плохо учится и можно ли это исправить только интенсивными занятиями?

К сожалению, очень интенсивные занятия в такой ситуации могут скорее навредить, чем принести пользу. Важно разобраться, почему именно возникли проблемы, из-за чего снизилась успеваемость в школе, появились жалобы на невнимательность и память, интеллектуальное развитие не происходит так интенсивно, как в начале обучения. Причин несколько.

Школьные нагрузки. Все дети в нашей стране идут в школу приблизительно в одном возрасте - от 6 до 7 лет. При этом родители знают: один шестилетний или семилетний ребенок уже вполне "взрослый", созрел для интеллектуальных нагрузок, хорошо переносит физические нагрузки, быстро ориентируется в разных ситуациях, умеет высказать свое мнение и заявить о своих потребностях - то есть, психологически и физически готов к жизни школьника. При этом другой ребенок в этом же возрасте все еще остается "ребенком": он не "ловит все на лету", долго думает, прежде чем ответить на вопрос, нуждается в присутствии родителей или близких, робеет при общении с чужими людьми, не может долго и концентрированно делать что-то одно, физически устает. Такому ребенку, даже если по возрасту он уже школьник, адаптироваться к школьной жизни довольно сложно. 

Когда мы говорим о нагрузках, то имеем в виду не только новые знания, которые получает школьник. Понятие школьных нагрузок включает различные аспекты:

  • необходимость оставаться на одном месте в течение урока, ограничение физической активности  (это непривычно для ребенка, многие дети устают именно от того, что нет возможности много двигаться);
  • поток новой информации;
  • появление новых требований (теперь нужно соответствовать требованиям, установленным системой образования, учителем, коллективом - быть послушным, красиво выводить буквы, рисовать только во время определенного урока, не мешать другим, тихо разговаривать);
  • появление большого количества новых людей (будучи взрослыми, мы говорим о том, что кто-то является экстравертом, а кто-то интровертом, и относимся к этому с пониманием, но от детей зачастую ожидаем легкой готовности "играть с другими детками", бегать на перерыве, быстро и легко знакомиться); отношения в детском коллективе;
  • появление нового авторитетного взрослого - учителя, контакт с которым у ребенка может сразу не сложиться;
  • новые и довольно значительные зрительные нагрузки (чтение, письмо);
  • новый режим дня, необходимость вставать в непривычное время.

Постоянный стресс. Как бы печально это ни звучало, даже дети младшего школьного возраста постоянно находятся под воздействием стресса. Это связано с нагрузками, о которых мы уже сказали, а также об определенном "давлении", которое ребенок чувствует со стороны школы и родителей. У ребенка с первых дней в школе спрашивают, как дела на уроках, контролируют, насколько удаются те или иные задания, говорят о том, что нужно хорошо учиться, часто сравнивают ребенка с другими детьми или приводят кого-либо в пример (что, с точки зрения психологии, является ошибкой).

Дефицит полезных веществ, витаминов и минералов в питании ребенка. Эта проблема знакома многим родителям: какие-то продукты ребенок не любит, какие-то семья не может позволить себе не в сезон (например, свежие овощи и фрукты)... В результате организм юного школьника, переживающий нагрузки, стресс, и при этом интенсивно растущий, постоянно чувствует дефицит веществ, необходимых для роста и развития. Некоторые из них непосредственно связаны с интеллектуальным развитием, памятью и вниманием - как, например, полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. 

Исходя из сказанного выше понятно, что слишком интенсивные занятия, не соответствующие психологическому, физическому и интеллектуальному развитию ребенка, могут скорее навредить, чем улучшить память и внимание школьника. Ребенок плохо учится во многих случаях не потому, что мало занимается, ленится или капризничает, а потому, что его организм не получает всего необходимого для нормальной работы мозга. 

Обратите внимание: часто педагоги и родители говорят про синдром дефицита внимания у детей в тех случаях, когда ребенок просто более активный, чем другие или требует больше физических нагрузок.

Пять простых способов улучшить память и внимание школьника и повысить успеваемость

Теперь мы знаем о причинах, которые вызывают проблемы с адаптацией и успеваемостью у младших школьников. Это поможет нам сформулировать способы решения этой распространенной проблемы. 

  1. Следите за тем, чтобы школьник достаточно времени проводил на свежем воздухе, активно отдыхал. Отдых для ребенка - это не просмотр мультфильмов или игры в планшете, а езда на велосипеде, танцы, посещение бассейна. Физические нагрузки важны для здоровья, позволяют ребенку отвлечься от учебы и помогают обеспечить ту усталость, которая гарантирует крепкий сон.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок достаточно спал. В возрасте шести-семи лет нормальная длительность ночного сна для ребенка - около 9 часов. Ложиться спать и вставать нужно в одно и то же время - это простое правило помогает ребенку оставаться энергичным в течение дня и легче сохранять активным свое внимание. 
  3. Занятия должны быть интересными. Вы не можете гарантировать увлекательность уроков в школе, но в состоянии дополнить скучную школьную информацию, живыми интересными деталями. Занимайтесь с ребенком рукоделием, что-то мастерите, а заодно рассказывайте о том, что в школе показалось скучным, то, что ребенку было трудно запомнить.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы детский организм получал качественное питание и поддержку витаминами и микроэлементами. В рационе также очень важны полиненасыщенные кислоты Омега-3 - их не даром называют "витамины для интеллекта". Если Омега-3 поступают в организм ребенка в достаточном количестве, они дают возможность быть устойчивым к стрессам, улучшить внимательность и память, помогают маленькому школьнику сконцентрироваться, облегчают запоминание нового материала, помогают побороть синдром дефицита внимания у детей.
  5. Нагрузки должны соответствовать степени психологической, умственной и физической зрелости ребенка. Не спешите отдавать его в школу в шесть лет только потому, что так делают в семьях ваших знакомых. Ребенок невнимательный зачастую не потому, что ленится, а потому, что просто не готов к нагрузкам.

Зная эти простые правила, вы поможете своему ребенку быстрее адаптироваться к школьному ритму и вряд ли услышите жалобы на плохую успеваемость в школе или проблемы с памятью у ребенка. Здоровья вам и вашим детям!


Ещё советы

Попробуй еще!